Опубликовано: 19.03.2025 | Время прочтения: 15 минут

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕСТРУКТИВНЫХ УСТАНОВОК У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ

Обращение к проблематике коррекции деструктивных установок военнослужащих по призыву имеет высокий уровень актуальности и значимости. Современная действительность характеризуется ростом конфликтов, противоречий и напряженности. Современная геополитическая обстановка обуславливает возникновение новых вызовов и угроз национальной безопасности.

Напряженный характер военной службы по призыву с одной стороны, а также дезорганизующее влияние деструктивных установок – с другой стороны, обуславливает значимость деятельности по своевременному выявлению и коррекции деструктивных установок. Помимо конкретного эффекта – снижения степени значимости деструктивных установок, формированию конструктивных установок, такого рода деятельность также предполагает повышение уровня психологической устойчивости военнослужащих, повышению уровня благоприятности их морально-психологического состояния.

Помимо конкретного психологического исследования, можно также отметить и социальную значимость психологической коррекции деструктивных установок военнослужащих. Такого рода деятельность является фактором укрепления духовного и морального состояния воинских коллектив, способствует формированию здоровой в психологическом плане среды, что не может не сказываться в конечном итоге на результативности их профессиональной деятельности.

Таким образом, исследование возможностей психологической коррекции деструктивных установок военнослужащих по призыву имеют огромное значение во многих аспектах – как применительно функционирования каждого конкретного военнослужащего, так и для обеспечения адекватного функционирования воинского коллектива.

Следует отметить также наличие проблемы, которая выражается в высокой практической значимости деятельности психологической коррекции деструктивных установок военнослужащих по призыву с одной стороны и недостаточности данных по данной проблеме – с другой стороны.

Понятие «установка» первоначально было сформировано в рамках экспериментальной психологии для обозначения актуального состояния готовности субъекта к совершению определенных действий или же реагирования на определенного рода стимулы. Такое представление об установке также прослеживается в работах Г. Мюллера и Г. Эббингауза.  К. Юнг рассматривал установку как сложный феномен, позволяющий определить специфику душевных состояний человека, на основании которых формируются те или иные способы поведения [1].

Установки, по мнению Д.Н. Узнадзе, аккумулируют актуальный опыт человека, тем самым опосредую воздействие внешних условий. Тем самым установка позволяет уравновесить отношения субъекта и среды [цит. по 2].

Ученым также были выделены отдельные функции установки:

1. Функция предварения и развёртывания любой формы психической деятельности.

2 Функция мобилизованности, готовности к действиям.

3. Функция объективации.

Деструктивную установку можно определить, как негативное психологическое состояние или же убеждение, подавляющее или же разрушающая способность человека к конструктивным межличностным отношениям, развитию и самоактуализации. Для лиц с деструктивными установками применительно отдельных жизненных сфер характера склонность к проявлению агрессии, недовольству, а также иных дезадаптивных поведенческих реакций. Деструктивная установка связана с проблемами индивидуально-психологического плана, негативным жизненным опытом, а также влияние негативных, внешних по отношению к субъекту, обстоятельств [3].

Основным содержанием деятельности военнослужащих выступает всесторонняя подготовка, а также деятельность по поддержанию боевой готовности. Взаимодействие с боевым оружием, техникой, несущей угрозу жизни и здоровью, наряду с строгой регламентированностью отношений обуславливает высокий уровень стрессогенности военной службы. Также не стоит забывать про возможность межличностных конфликтов в военных коллективах.

Процесс профессиональной социализации военного специалиста связан с высоким уровнем интенсивности процесса усвоения норм и правил, ценностей, ролевых позиций, формирования психических навыков и умений, которые используются в условиях профессиональной деятельности. Деятельность военнослужащих связана с необходимостью преодоления внешних и внутренних трудностей [4]. Выделяют ряд факторов, обеспечивающих процесс социализации к условиям военной службы.

Первая группа факторов обуславливается характером деятельности и решаемых задач.

Вторая группа факторов интегрирует в себе социально-психологические факторы, которые определяют условия жизнедеятельности. Выделяют факторы, относящиеся к социально-активной сфере, коммуникативно-поведенческой сфере, ценностно-мотивационной сфере, а также физиологической сфере.

Применительно военной службы в качестве значимого показателя, отражающего психологический статус военнослужащего, может рассматриваться психическое состояние. Успешное несение боевой службы предполагает благоприятное психическое состояние, тогда как неблагоприятное психическое состояние оказывает дезорганизующее влияние на деятельность.

Таким образом, можно говорить о сложности и стрессогенности деятельности военнослужащих как в условиях военного времени, так и в мирное время. Высокий уровень регламентированности деятельности, повышенные физические и психические нагрузки – все это выступает как серьезные испытания, позволяющие рассматривать военную службу как осуществляемую в напряженных условиях. Деятельность военнослужащих насыщена стрессогенными ситуациями как в боевой, так и в повседневной деятельности и способствует возникновению неблагоприятных психических состояний.

Особенное значение в контексте данного исследования имеет проблематика установок военнослужащих в целом и деструктивных установок – в частности.

Характеризуя особенности установок военнослужащих, В.Р. Ушаковой [5] было установлено, что в структуре социальных установок преобладающими являются амбивалентные социальные установки, которые проявляются как в положительном, так и в отрицательном аспектах в рамках социального взаимодействия и осуществляемой деятельности. Установки военнослужащих составляют основу линии поведения человека, а также на функционирование коллектива – на его сплочение или же дистанцирование. Деструктивные установки имеют сравнительно небольшую выраженность и отражают в большей степени стрессовый характер деятельности и индивидуальные особенности, тогда как ведущими установками выступают установки на проявление альтруизма, на ощущение свободы и проявление независимости в поступках и действиях.

Деструктивные установки являются препятствиями для ситуативных изменений. Основной деструктивной установкой является установка на эгоизм, которая подрывает готовность военнослужащего к преодолению трудностей и тягот службы. С другой стороны, в качестве положительных факторов могут рассматриваться такие установки, как установки на результат, на свободу и альтруизм.

Коррекция деструктивных установок имеет высокий уровень актуальности и значимости в силу того, что деструктивные установки являются фактором, который обуславливает ошибки поведения и неправильные решения в критических ситуациях, что особенно значимо применительно военно-профессиональной деятельности. Деструктивные установки являются значимым фактором дезадаптации, тревоги, стресса, а также неконструктивных межличностных отношений, что также имеет большое значение применительно профессий особого риска, в частности – военнослужащих.

Специфика методов воспитания и коррекции деструктивных установок у военнослужащих проявляется в следующем:

1. Деятельность по развитию личности военнослужащих, формированию у него профессиональных свойств и навыков предполагает использование методов педагогического воздействия, которые отражают особенности факторов и способов деятельности, которые воздействуют на процесс воспитания.

2. Выбор методов воспитания осуществляется на основании логики воспитательного процесса, а также на основании учета позиции, воспитывающего по отношению к воспитываемому.

3. Каждый метод, каждое средство воспитания военнослужащих предполагает комплексное влияние на различные аспекты личности военнослужащих, при этом приоритетное влияние оказывается на формирование отдельных качеств, способностей или установок. Другими словами, методы воспитания не носят и не могут носить универсального характера и не применимы для развития любых личностных качеств и решения абсолютно любых воспитательных задач.

4. Использование методов воспитания военнослужащих предполагает активизацию творческого подхода к выбору для того, чтобы наиболее эффективно обеспечивать результативность и успешность воспитательного процесса.

5. Эффективное использование методов воспитания предполагает яркость и педагогическое мастерство командира или лица, ответственного за осуществление воспитательных воздействий.

Следует отметить, что помимо психолого-педагогического аспекта и активного использования методов воспитания в коррекции деструктивных установок возможным является осуществление индивидуальной консультативной работы, которая может рассматриваться как собственно психологическая. Так, наиболее активно используются возможности когнитивной психологии для изменения дисфункциональных, иррациональных и собственно деструктивных установок личности. Существуют возможности использования элементов когнитивно-ориентированного подхода и применительно коррекции деструктивных установок военнослужащих. В контексте когнитивно-ориентированного подхода в настоящее время выделяют две группы методов: методы коррекции деструктивных установок через субмодальности, а также методы коррекции деструктивных установок с использованием когнитивно-поведенческой и рационально-эмоционально-поведенческой терапии.

Обратимся к краткому рассмотрению возможностей коррекции через субмодальности. В первую очередь отметим, что модальность в современной науке рассматривается как репрезентативная система личности по восприятию окружающей действительности, тогда как субмодальности рассматриваются как отдельные параметры восприятия [6].

Отмечается, что военнослужащие не всегда могут распознавать свои деструктивные установки, поскольку бессознательное общается с помощью образов, сформированных субмодальностями. Используя визуальные, слуховые или кинестетические впечатления, можно создавать конкретные образы для обращения, собственно, к деструктивным установкам. Представление положительных субмодальных впечатлений позволяет человеку переосмыслить травмирующее событие и изучить альтернативные решения сложных ситуаций.

Проведение коррекционной работы с использованием субмодальностей требует использования специализированного оборудования, такого как ароматические масла, экраны для проецирования изображений, разнообразные предметы различной формы и текстуры, музыкальные инструменты и многое другое. Эти объекты действуют как стимулы, влияющие на параметры восприятия.

Во время сеанса человека сначала вводят в расслабленное состояние, при этом оборудование отслеживает физиологические показатели, такие как частота пульса, электродермальная активность, характер дыхания и как произвольные, так и непроизвольные реакции. Эти данные помогают отслеживать уровень расслабления человека на протяжении всего сеанса.

Внедрение этого метода требует специальных знаний и специальных инструментов, что ограничивает возможности использования данной группы методов в практике коррекции деструктивных установок военнослужащих.

Когнитивно-поведенческая терапия и рационально-эмоциональная поведенческая терапия – это две формы психотерапии, призванные помочь людям преодолеть деструктивные установки и когнитивные искажения. В этих методах терапии специалист работает с клиентом, чтобы вывести бессознательные мысли на поверхность и исправить негативные модели мышления, откорректировать деструктивные установки.

Психологическая коррекция деструктивных установок является процессом работы с военнослужащим, направленная на изменения его негативных убеждений, мыслей, а также поведенческих паттернов, которые могут препятствовать личностному и социальному функционированию, межличностным отношениям, а также могут выступать как препятствие личностной самореализации. Деструктивные установки требуют своевременной коррекции в связи с чем существует достаточно большое число отдельных методов и средств.

Таким образом, можно говорить о том, что деструктивные установки личности хоть и выступают как комплексные динамические феномены, которые отражаются на поведенческом уровне. Существуют возможности коррекционной деятельности с использованием возможностей как традиционных методов психолого-педагогического воздействия, так и с использованием элементов когнитивно-поведенческой терапии.

Список литературы:

1.                 Белинская, Е.П. Социальная психология: хрестоматия [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект пресс, 2012. -475 с.

2.                 Богданчиков, С.А. Школа Узнадзе в системе советской психологии [Текст] / С.А. Богданчиков // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 131-141.

3.                 Панкратова, Т.М. Семья как фактор формирования деструктивных установок личности [Текст] / Т.М. Панкратова, К.Е. Майорова // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2020. – № 1(39). – С. 392-400.

4.                 Шамионов, Р.М. Структура субъективного благополучия в процессе социализации личности в условиях военного вуза [Текст] / Р.М. Шамионов, А.В. Созонник //Вестник государственного университета управления. №6. – М., 2011. – С.109-112

5.                 Ушакова, В. Р. Модальность социальных установок в структуре взаимоотношения военнослужащих [Текст] / В. Р. Ушакова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2019. – № 3(17). – С. 44-48.

6.                 Холл, М. Полный курс НЛП [Текст] / М. Холл, Б. Боденхамер. М., 2022. 640 с.